Какие действия УО считаются нарушением закона о рекламе?

ФАС России утвердила индикаторы риска нарушений обязательных требований в сфере рекламы. УО и ТСЖ также в некоторых случаях попадают в поле зрения этого надзорного органа. Рассмотрим, какие требования в сфере рекламы должна соблюдать УО при работе по управлению домами, чтобы не получить штраф от антимонопольной службы.

Основным документом, который регулирует на территории России размещение любых видов рекламы, является Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Контролем за его соблюдением занимаются Федеральная антимонопольная служба и её территориальные органы.

Управляющие организации и ТСЖ в своей работе могут столкнуться с проверкой ФАС РФ в сфере рекламы в нескольких случаях:

- на доме размещена наружная реклама,
- с МКД проводится трансляция аудиорекламы,
- на стендах есть коммерческая информация,
- на платёжных документах напечатаны объявления.

Разберём каждый из этих случаев в разрезе требований № 38-ФЗ и разъяснений ФАС России.

РАЗМЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ НА МКД БЕЗ ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА МОНТАЖ КОНСТРУКЦИИ

Согласно разъяснениям ФАС РФ от 03.06.2021 № АК/45295/21, наружной признаётся реклама на щитах, стендах, строительных сетках, перетяжках, электронных табло и иных конструкциях. Важное условие – они размещаются на внешних стенах, крышах и иных элементах зданий и домов. Такие конструкции могут быть смонтированы только после получения разрешения в соответствии со ст. 19 № 38-ФЗ.

Согласно позиции ВС РФ, для монтажа рекламной конструкции на МКД требуется согласие общего собрания собственников. Такое требование планируется внести в № 38-ФЗ: Госдума РФ приняла в трёх чтениях законопроект № 1124570-7. Но Совет Федерации РФ его отклонил и предложил создать комиссию для согласования документа.


ТРАНСЛЯЦИЯ АУДИОРЕКЛАМЫ С КОНСТРУКЦИЙ НА МКД ИЛИ ОБЪЕКТОВ НА ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ

С 25 августа 2021 года, в соответствии с ч. 3.2 ст. 19 № 38-ФЗ, в России запрещено распространять звуковую рекламу через оборудование, смонтированное на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий и строений. Это касается как нежилых, так и многоквартирных домов (письмо ФАС РФ от 02.11.2021 № КТ/93622/21).

Под запрет попадают все технические средства, прочно связанные с землёй, зданиями и сооружениями. Это в том числе столбы, линии электропередач, крыльцо, наружные лестницы, балконы, лоджии, террасы, веранды, стойки для поддержки перекрытий, стен или крыш домов.


РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ НА СТЕНДАХ У ПОДЪЕЗДОВ БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ С ОРГАНОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Об этом виде рекламы ФАС РФ рассказала в письме от 24.09.2020 № дф/82787/20. Объявления об отключениях воды или «отдам котёнка» на информационном стенде у подъезда не являются рекламными. Требования ст. 19 № 38-ФЗ на них не распространяется. Также эта статья не распространяется на рекламу внутри дома, например, в лифтах или стендах в подъезде.

Если же информационный стенд у входа в МКД используется для распространения рекламы, то он относится к рекламным конструкциям. Для монтажа такой доски у подъезда, если на ней предполагается реклама, нужно разрешение органа местного самоуправления (ч. 5.8 ст. 19 № 38-ФЗ).


ПЕЧАТЬ РЕКЛАМЫ НА ПЛАТЁЖНЫХ ДОКУМЕНТАХ ЗА ЖКУ

Самый известный и обсуждаемый запрет на рекламу в сфере ЖКХ связан с мораторием на любую рекламную информацию на платёжных документах за ЖКУ, даже на оборотной стороне (ст. 10.3 № 38-ФЗ). Исключением являются социальная реклама и справочно-информационные сообщения: сведения о Госуслугах и ГИС ЖКХ, в том числе о возможности внести на этих порталах плату за ЖКУ.

Распространение рекламных листовок допускается, если они вложены в конверт вместе с платёжным документом. Но листовка не должна быть прикреплена к квитанции скрепками, клеем или иным способом. Как указано в письме ФАС РФ от 25.09.2018 № РП/76842/18, тогда распространение рекламной информации не рассматривается как нарушение № 38-ФЗ.

Чтобы разрешить УО и РСО печатать на квитанциях полезную для жителей информацию, депутаты внесли на рассмотрение Госдумы РФ законопроект № 1076944-7. В документе перечислены темы материалов, которые будут признаваться информационными и не подпадут под запрет ч. 10.3 ст. 5 № 38-ФЗ. Среди таких тем – установка приборов учёта, энергосбережение, способы передачи показаний счётчиков и условия акций, которые исполнители ЖКУ проводят для жителей домов.


РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЧУЖОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗАПРЕЩЁННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЯМИ СПОСОБОМ

ФАС России внимательно следит за соблюдением запрета на печать рекламы на квитанциях за ЖКУ и проверяет жалобы потребителей. Ведомство, установив нарушение запрета, наказывает за это не рекламодателя, а того, кто распространяет рекламу.

Например, РСО электроэнергии в Пензенской области разместила на общей с регоператором по обращению с ТКО квитанции рекламу его дополнительных услуг. УФАС признало это нарушением законодательства и выдало поставщику ресурса предписание.

Примеры наказания распространителей коммерческой информации на квитанциях есть и в судебной практике. Они наглядно показывают, как стремление заработать на размещении рекламы сторонней компании может повернуться для исполнителя ЖКУ или расчётного центра крупным штрафом.

В деле № А08-2848/2021 один из жителей Белгорода пожаловался в управление ФАС России на единый платёжный документ с рекламным блоком. КРЦ разместил на оборотной стороне информацию от поставщика электроэнергии, который приглашал посетить его маркетплейс. УФАС провело проверку и установило, что расчётный центр нарушил ч. 10.3 ст. 5 № 38-ФЗ. Ведомство возбудило дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ и оштрафовало КРЦ на 100 тысяч рублей.

КРЦ подал иск в суд, пытаясь оспорить штраф. Центр указывал, что реклама размещена по письменному заявлению РСО, с которой заключён договор. Но суды трёх инстанций указали, что информацию напечатал именно расчётный центр. Именно он является рекламораспространителем согласно ч. 7 ст. 3 № 38-ФЗ и несёт ответственность за нарушение. Штраф, выписанный УФАС РФ, остался в силе.

Таким образом, управляющие организации и ТСЖ много времени уделяют исполнению требований жилищного законодательства, чтобы избежать привлечения к ответственности со стороны органов ГЖН или лицензионного контроля. Но помимо ГЖИ, найти нарушения в их работе могут и другие надзорные ведомства, в том числе УФАС России в сфере рекламы.

Если УО размещает рекламу, именно она отвечает за её согласование с органами власти и за соблюдение обязательных требований к наружным конструкциям, к содержанию баннера или объявления. Также она будет отвечать за нарушение запрета на аудиорекламу или печать коммерческих предложений на платёжных документах.


Источник: Шевлягина О. Какие действия УО считаются нарушением закона о рекламе [Электронный ресурс] / РосКвартал от 01.02.2022. — Электрон. дан. — https://roskvartal.ru/soderzhanie-mkd/13351-kakie-deystviya-uo-schitayutsya-narusheniem-zakona-o-reklame, свободный. — Загл. с экрана.